вторник, 10 декабря 2013 г.

Эмпайр Стейт Билдинг



Эмпайр Стейт Билдинг - не самый высокий небоскреб в мире, и даже в Америке есть здание выше его. Но вот по части всепланетной известности украшенному шпилем гигантскому небоскребу на нью-йоркской Пятой авеню нет равных. Хотя бы уже потому что именно по его стенам карабкалась гигантская обезьяна Кинг-Конг. Даже те, кто никогда не бывал в Нью-Йорке, уж фильм-то про Кинг-Конга видели наверняка.


БОЛЬШАЯ ГОНКА

Эйфелева башня возведенная в 1889 году, она стала самым высоким сооружением в мире. Америка, прославившаяся на весь мир достижениями своих выдающихся изобретателей и предпринимателей - Белла, Эдисона, Форда, - с завистью смотрела на «французскую штучку». Неужели американский гений не сможет утереть нос старушке Европе в борьбе за обладанием самым высоким сооружением в мире? С самого начала 20-го века в Нью-Йорке начинается настоящая гонка небоскребов.

В 1909 году сооружают 50-этажный Метрополитэн Лайф Тауэр, через четыре года появляется Вулворт Билдинг с 57-ю этажами. Здание Бэнк оф Манхэттэн, возведенное 16 лет спустя, ставит новый рекорд - 71 этаж! Но 300-метровая Эйфелева башня все еще держит мировое чемпионство.

Побить рекорд планеты решились два человека, оба связанные с автомобильной промышленностью - динамично развивающейся отраслью американской экономики. Уолтер Крайслер, основатель «Крайслер корпорейшн», в 1929 году начинает строить сверхнебоскреб своего имени. На какую высоту вознесется в итоге новое здание, умышленно не разглашается, но всем понятно, что речь идет о чем-то грандиозном. Желая побить еще не установленный рекорд Крайслера, бывший вице-президент компании «Дженерал Моторс».

Джон Джейкоб Рэскоб затевает в том же 1929 году собственную стройку. Он присматривает в центре Нью-Йорка на углу 34-й стрит и Пятой авеню участок для будущей громады. Правда, вот незадача - там уже стоит шикарный отель «Уолдорф-Астория». Не беда! Земля на Пятой авеню настолько вздорожала, что хозяева отеля были рады отдать свою гостиницу за 16 миллионов долларов. В те времена этого хватило на то, чтобы выстроить отель в другом месте и еще остаться в выигрыше.

Кстати, и на сносе удалось заработать денег. Когда было объявлено, что « Уолдорф-Асторию» сотрут с лица земли, руководство отеля завалили письмами и заявками: американцы хотели приобрести себе сувениры на память - от кирпичей и витражных стекол до ключей от номера такого-то, в котором некая пара проводила свой медовый месяц. От желающих не было отбоя, и пришлось устроить аукцион.

КАК КАРАНДАШ

Чтобы спроектировать невиданное в истории здание, понадобились услуги опытных архитекторов. Рэскоб обратился в компанию «Шрив, Пэм и Хэрмон». Встретившись с одним из компаньонов-архитекторов - Уильямом Лэмом, - амбициозный миллионер сразу поставил задачу. Точнее, он поставил карандаш на стол - вертикально, «на попа», - и спросил у Лэма: «Билл, насколько высоким ты сможешь его сделать, чтобы он при этом не упал, конечно?» Задача была ясна, и работа над проектом закипела. Сначала решили делать 80 этажей. А что там у Крайслера? Удалось выяснить, что в «Крайслер билдинге» их будет больше. Тогда остановились на 85 этажах. Правда, отрыв от конкурента составлял бы немногим более метра.

Опасно мало! Небоскреб соперников уже вовсю строился, и его высоту можно было прикинуть, но вдруг хитрец Крайслер в последний момент удлинит шпиль? И тогда гонка будет проиграна. Рэскоб решил, что лучше перестраховаться. Согласно вновь пересмотренному проекту, над 85-м этажом должна появиться «шляпа». То есть надстройка-шпиль, который станет причальной мачтой... для дирижаблей! Расчет оказался правильным, и гонку в конце концов удалось выиграть Рэскобу. «Эмпайр Стейт Билдинг» вырвался вперед с рекордом 381 метр, оставив далеко позади и «Крайслер билдинг» (319 м), и Эйфелеву башню (тогда 300 м).

Комментариев нет:

Отправить комментарий